г.Кемерово
ул.Ноградская 3 офис 36

Автовладелец взыскал с завода двойную цену бракованного автомобиля

Предисловие

Каждый из нас сталкивался с ситуацией когда совершив покупку, будь то телевизор, телефон, обувь, да и все что угодно, вдруг обнаруживал, что товар бракованный.  Все знают, что делать в таком случае – идти в магазин и требовать свои деньги назад.

Но как быть, если бракованным оказался автомобиль? Никто не станет сомневаться в том, что нужно ехать к дилеру на ремонт по гарантии. Так и происходит, поломки случаются, едешь ремонтироваться по гарантии. Кому то повезло больше, а кому-то меньше - ремонты могут продолжаться бесконечно часто и долго и в итоге, разочарованный автовладелец избавляется от надоевшего четырехколесного друга, продает его, сожалея о потерянных нервах и деньгах.

В таких ситуациях часто задумываешься, почему я, потратил круглую сумму на новый автомобиль, но вынужден бегать по сервисам и ругаться с дилером?

Однако мало кто знает о том, что автомобиль - это такой же товар, как и телефон или телевизор и что по закону его тоже можно вернуть, причем вдобавок еще и получить приличную компенсацию.

Когда можно вернуть машину?

Как нам пояснил руководитель Общества, Слепынин Артем Владимирович, на практике люди не знают о своих правах.  По Закону РФ “О защите прав потребителей” автомобиль приравнен к любому другому товару, и потребителю предоставлены широкие возможности не только дающие право на возврат денег за бракованный автомобиль, но и на получение множества компенсаций. Нередко сумма всех компенсаций вырастает в круглую сумму, доходящую до двойной, а иногда и тройной цены автомобиля и даже больше.

Есть несколько частых случаев,  когда вернуть машину можно, поясняет Артем Слепынин.

Во-первых, при любой поломке в первые 15 дней от покупки, даже самой незначительной, во-вторых, если поломка повторяется после ремонта или ремонт длиться свыше 45 дней, и в-третьих если авто стоял по разным ремонтам в году в общей сложности свыше 30 дней.

При любом из этих оснований потребитель вправе обратиться с требованием о возврате своих денег.  Правда есть интересный нюанс, наряду с суммой которую человек потратил на покупку, можно также потребовать разницу в цене автомобиля, если спустя время от покупки он подорожал, а также вернуть уплаченные проценты банку, если авто куплен в кредит. 

Но и это еще не все, самое интересное начинается, когда завод или дилер не торопятся в положенный по закону десятидневный срок добровольно возвращать автовладельцу его деньги. На этот случай законом предусмотрены внушительные неустойки и штрафы. В итоге, как правило, клиент получает не только деньги за автомобиль, но и разницу в цене после ее повышения, проценты по кредиту, неустойки и штраф. В общей сложности набегает серьезная сумма.

Сколько присуждают суды?

Приведу пример из нашей практики. В конце 2023 г. Заводским районным судом города Кемерово было рассмотрено дело по иску нашей организации в интересах автовладельца. По итогу рассмотрения, суд решил взыскать с завода-производителя сумму, потраченную на покупку автомобиля в 2021 году – 1,2 млн. рублей, разницу в стоимости автомобиля после подорожания – 1,3 млн. руб., 285 тыс. рублей уплаченных процентов по кредиту,  1 млн. рублей неустойки и 951 тыс. рублей штрафа. В общей сложности потребителю присудили около 4,5 миллионов рублей.

Неужели это возможно, ведь по сути, человеку присудили почти в 4 раза больше того что он заплатил ? 

В данном конкретном деле, отвечает Артем Слепынин, такая крупная сумма сложилась по нескольким причинам. Если бы завод не проигнорировал требование потребителя, то всех этих штрафов и неустоек могло и не быть, а во-вторых, молчание и нежелание пойти навстречу продолжалось слишком долго, поэтому суд оценил страдания потребителя в такую серьезную сумму.  Закон о защите прав потребителей, держит продавцов и производителей в очень жестких рамках, наказывая за непослушание крупными финансовыми потерями, а потребителям дает много прав и большие возможности, в случае их нарушения.

Проблема заключается в не информированности автовладельцев о том, на что по закону они имеют право, но мы стараемся им в этом помогать, причем плату за свою работу наперед мы не берем, а работаем только на результат.